«Капитан Призрак» рассказывает о выдуманных плохих отношениях. Эти люди переживали их на себе.

Официальный скриншот The Awesome Adventures of Captain Spirit
Официальный скриншот

Когда Эмма начала играть в новую Life is Strange, она увидела больше, чем просто видеоигру. Она увидела собственную жизнь. 
 
Осторожно: в данной статье присутствует обсуждение и описание жестокого обращения с детьми.
 
«Капитан Призрак» не начинается со сцены, где жестокий отец ругает и бьёт своего сына. Напротив, игра представляет отца Криса как заботливого родителя, искренне интересующегося мыслями, наблюдениями и супергеройскими выдумками своего ребёнка. Но вскоре он уже наливает себе пиво за завтраком. А затем спрашивает, заметил ли кто-нибудь «пятна» на руке мальчика. И в конце концов засыпает.
 
Видеоигры никогда не брезговали демонстрацией всех видов насилия, но в них оно традиционно вычурно и преувеличенно и избегает показывать детали в угоду гиперболизированной извращённой эстетике. И хотя серия игр Life is Strange известна своей мелодрамой — как никак, она началась с историй о подростках, столкнувшихся с неожиданными сверхъестественными силами – схема сработала, потому что всё ещё была довольно приземлённой в плане проблем, которые знакомы всем и каждому. Жизнь, смерть, друзья, семья. У всех это было. И «Капитан Призрак» не исключение.
 
«Я почувствовала неладное, как только игра началась», — рассказывает Эмма (имя изменено для обеспечения конфиденциальности), — «потому что я сразу увидела себя в этом одиноком мальчике. Мне предстояло играть за Криса, и атмосфера необходимости ходить на цыпочках, прибираться и подбирать разбросанные вещи, чтобы на меня потом не наорали и не стали обвинять, была слишком мне знакома. Или приносить пиво и делать вещи, которые даже ребёнком казались мне неправильными и причиняли дискомфорт, но слишком пугали последствиями невыполнения».
 
У Эммы сохранилось много воспоминаний об отце, который появлялся и исчезал из её жизни последние 20 лет, но самым ярким был его алкоголизм. Ещё он курил и иногда употреблял кокаин, но её память неизбежно возвращается к выпивке.
 
«Когда я была совсем маленькой, он обещал, что мы пойдём за игрушками», — рассказала она мне [колумнисту Waypoint Патрику Клепеку/Patrick Klepek — прим.пер.], – «но сначала он заходил в магазин за пивом. Оно стояло в подставке в машине, пока мы ехали, и я помню, как смотрела на него и старалась не упасть от противного запаха, представляла, как эта мерзость испаряется».
 
Но она не испарялась.
 
Эмма лишь одна из нескольких людей, с которыми я недавно переговорил насчёт их детских травм; они увидели частичку себя и своих собственных несчастий в «Удивительных приключениях Капитана Призрака» — короткой, но сверхэмоциональной предыстории грядущей Life is Strange 2. В «Капитане Призраке» гиперактивное воображение 10летнеего мальчика Криса помогает ему убежать от физического и эмоционального вреда, который приносят ему отношения с отцом.

Скриншот с Реддита
Скриншот обсуждений в Reddit:
— Ух… Эта игра задела меня за живое. Я пишу с левого аккаунта, потому что мне некомфортно делать это со своего основного, по которому меня могут вычислить, но родительский алкоголизм из моих детских воспоминаний заставил меня проникнуться этим персонажем намного сильнее, чем это было с Макс. Меня никогда не обижали, но всё, начиная с реплики «Ненавижу, когда он такой» упавшему на пол лицом только что проснувшемуся отцу, и даже уход Криса от реальности, было настолько мне знакомо, что я чуть не закрыл игру. Всем, кто был в такой же (или худшей) ситуации – вы не одни <3
– Этот переход от заботливого отца к полному ушлёпку тоже мне знаком. То, как он споткнулся, как вырубился после опустошённой бутылки – всё так противно, будто это симулятор моего детства. Бл*дь.

 
И не нужно долго искать, чтобы наткнуться на похожие комментарии. Фанаты даже пишут разработчикам о том, какое влияние на них оказал «Капитан Призрак».
 
«Если честно, у нас смешанные чувства», — говорят содиректора «Капитана Призрака» Мишель Кох и Рауль Барбет, вместе отвечающие на вопросы по электронной почте. — «С творческой точки зрения это значит, что у нас получилось изобразить всё одновременно реалистично и достаточно аккуратно, чтобы не отрываться от реальности и в то же время не сильно увлекаться переживаниями. Но с человеческой точки зрения мы снова поднимаем тему того, что в нашем обществе слишком много насилия и конфликтов, и не уверены, что с годами ситуация улучшается».
 
Как рассказали мне фанаты, «Капитану Призраку» вызвал этот эффект благодаря чувству неподдельности. Это было причиной успеха оригинальной Life is Strange, несмотря на всю вычурность сюжета.
 
««Капитан Призрак» отлично демонстрирует, каково это – жить с родителем-алкоголиком», — рассказывает другой фанат, который также предпочёл остаться анонимным. — «Они заботятся о тебе и говорят, что любят. Они обещают, что всё наладится. Иногда алкоголь заставляет их прямо фонтанировать любовью. А в другой раз они скажут тебе самое грубое, на что только способны. Он [мой отец] пил, пока не упадёт. Как сейчас помню, как он еле карабкался по лестнице. Как я ждал его в машине, пока он брал в магазине очередную бутылку «Джеймсона»».
 
В «Капитане Призраке» отец Криса подыгрывает сыну в его супергеройских фантазиях – Эмме это знакомо не понаслышке.
 
Её отец был художником, и, как любой ребёнок, она хотела, чтобы родители ей гордились, поэтому тоже начала рисовать. Он называл её «героиней моих снов», помогал строгать деревянные мечи и принимал участие в её запутанных выдуманных историях. (Она часто была храбрым воином, сражающимся с чудовищами, который, конечно же, был ещё и археологом.)
 
Но эти игры не всегда хорошо кончались. Однажды девочка случайно пнула папу.
 
«Он начал кричать и ругаться на меня, а я плакала», — рассказывает она, — «без конца извинялась, а он просто хлопал дверью, и я через окно смотрела, как он убегает из нашего двора».

Официальный скриншот The Awesome Adventures of Captain Spirit (4)
Официальный скриншот

Когда она обращалась за помощью к маме, та перекладывала вину на Эмму. Тогда девочка возвращалась к своим куклам. В кукольном мире у неё была идеальная семья.
 
В «Капитане Призраке» мать Криса погибла в ДТП. Мама же Эммы просто закрывала глаза на происходящее. Эмма помнит, как её кидали от няни к няне, и даже в моменты уединения с матерью та вела себя отстранённо. Обе они с тех пор изменились.
 
Накал страстей всё возрастал, особенно когда Эмма была подростком. Её отец попадал в центры реабилитации, но снова брался за старое. Иногда он даже оказывался в участке. Когда он был дома, неизменными оставались лишь крики.
 
«У меня было немного друзей», — говорит она. — «В школе меня задирали. Со временем я становилась всё более замкнутой, рисовала и сочиняла рассказы».
 
Она начала ранить себя. (Всё стало лишь хуже, когда её друг узнал об этом и начал распространять слухи в школе.)
 
Не обходилось и без физического насилия. Удары по рукам и ногам, хоть и не до синяков. Когда он начал хватать её за волосы, чтобы привлечь внимание, она постригла их так коротко, чтобы он не мог за них тянуть.
 
«Когда мне нужно было выплакаться, я закрывалась в шкафу», — рассказывает она, — «потому что замкнутые пространства успокаивают. Но по мере взросления было всё сложнее и сложнее представлять, что мой шкаф ведёт в Нарнию. Это был лишь тупик, стена».
 
Три раза она совершала попытку самоубийства.

«Из-за Криса мне хотелось рыдать, даже когда ничего особенного не происходило, потому что я не только помню, как была таким же ребёнком, но и до сих пор чувствую это. Мне просто хотелось обнять Криса и сказать ему, что всё хорошо, он не одинок. Я буду его другом, так же как я хотела, чтобы кто-то дружил со мной тогда».

Она написала мне, что расплакалась во время написания этого письма. Сейчас ей 21, её отец не пил уже 3 недели, и она «старается не дышать и ждёт бури». Почти ничего не поменялось – она всё так же убирается, готовит и ходит по дому на цыпочках.
 
Но как в концовке «Капитана Призрака», когда кто-то заходит проведать Криса и поинтересоваться, как идут дела, у Эммы появляется надежда. Сейчас она учится в школе и хочет работать в заповеднике для животных. Видеоигры типа «Капитана Призрака» и других тоже дарят ей спокойствие.
 
«Иногда я отдаюсь воображению и представляю волшебные миры в своей голове», — говорит она. – «Но я всё ещё чувствую себя одиноким ребёнком, и из-за Криса мне хотелось рыдать, даже когда ничего особенного не происходило, потому что я не только помню, как была таким же ребёнком, но и до сих пор чувствую это. Мне просто хотелось обнять Криса и сказать ему, что всё хорошо, он не одинок. Я буду его другом, так же как я хотела, чтобы кто-то дружил со мной тогда».
 
Идея «Капитана Призрака» пришла к DONTNOD, когда они придумывали пятисерийный сюжет Life is Strange 2, первый эпизод которой выходит в сентябре. Крис особенно понравился им, потому что он использует воображение, чтобы убежать от своей реальности. В каком-то смысле это тоже суперсила.
 
«Мы все вспоминали своё детство и свои отношения с собственными семьями», — рассказали разработчики. – «Даже если они не такие агрессивные и трагичные, как у Криса и Чарльза, все мы помним трудные моменты, злость, плохие слова и, наконец, конфликты. И у каждого есть воспоминания о том, как детьми мы искали способы убегать от этих моментов, находить механизмы и «спасательные капсулы», осваивая и улучшая их».
 
Несмотря на то что Кох и Барбет не указали конкретные источники, из которых они брали вдохновение для описания домашнего насилия в «Капитане Призраке», они отметили, что вся студия читала сценарий и оставляла отзывы в надежде избежать клиширования и стереотипов и сделать всё, чтобы их отношения не выглядели тривиальными.
 
«Он [Чарльз] в основном показан как плохой и жестокий отец», — рассказали они, — «но мы также пытались дать игрокам повод для сопереживания его горю, почувствовать по отношению к нему не только злость, но и сожаление. Нам кажется, было бы интересно, если бы в конце игрок разрывался между ненавистью и жалостью, потому что это моральная дилемма, которая кажется нам очень важной».
 
Отмечу, что им это удаётся. Играя в «Капитана Призрака», я вспоминал свои собственные страхи о том, что может произойти, если моя жена вдруг пропадёт и я стану отцом-одиночкой.

«Эти кошмары приходят не во сне – довольно часто они проникают в моё бодрствующее подсознание. Вот я мою посуду – и вдруг в душу закрадывается тьма, парализующая меня на несколько минут. Мне трудно дышать, моя спина костенеет – и я медленно возвращаюсь в реальность. Если повезёт, страх рассасывается быстро. Иногда поздно ночью я подолгу лежу, уставившись в потолок. Я пытаюсь быть заботливым отцом и мужем, но не так сложно понять, что всё висит на волоске, готовое разойтись по швам, и если моей жены вдруг не станет, я неожиданно обнаружу, что совершенно не был к этому готов».

Как выясняется, Чарльз тоже готов не был.
 
««Капитан Призрак» — это не игра о жестоком отце или бедном ребёнке», — говорят разработчики. – «Для нас это больше история об отце и сыне, которые справляются с горем, потерей и разочарованием так, как могут. Не поймите нас неправильно, мы не уходим от жестокости и не пытаемся представить всё «менее серьёзным», и в этом, как нам кажется, и есть смысл: в нашем обществе жестокость может принимать любую форму, и необязательно напрямую показывать избиение, чтобы рассказать, насколько важна эта тема».

Официальный скриншот The Awesome Adventures of Captain Spirit (3)
Официальный скриншот

Некоторые из ребят, с которыми я общался и которые перенесли подобную травму, поддерживают эту мысль.
 
«Они не стали делать отца стереотипным злодеем, он тоже человек со своими изъянами, заливающий горе алкоголем», — рассказал мой собеседник, выросший с отцом-алкоголиком, который, однако, физически его не обижал. – «Сцена с соседкой, которая приходит, чтобы узнать, как дела, показывает, что они испытывали что-то схожее. В ней продемонстрирован этот скрытый стыд за родителя, который не может себя контролировать. Чувство необходимости защитить его от того, чтобы узнали другие».
 
Разработчики не рассказали мне, основан ли «Капитан Призрак» на реальных событиях из печального опыта кого-либо из работников студии. Как было сказано выше, DONTNOD говорят, что их мотивы были более общими.
 
И хотя Кох и Барбет не собирались делать игру, которая помогает людям справиться со своими травмами, в этом сила повествования – увидеть в произведении себя. Это своего рода признание.
 
«Мы получили множество сообщений от игроков, в которых писалось, что игра помогла им принять и осознать трудности, от которых они страдали, будучи детьми», — рассказали содиректора, «и что это помогло им сейчас, во взрослом возрасте. Это очень трогательно, но и немного пугает, если честно».
 
На русский язык перевёл: Егор Басалаев
 
Оригинальная статья


Также рекомендуем к прочтению другую переведённую нами статью, в которой генеральный директор DONTNOD Оскар Гильберт рассказал ресурсу GamesIndustry.Biz об особом подходе студии к созданию игр — как в творческом, так и в финансовом плане.

Ссылка на основную публикацию