Почему я люблю чувство сожаления в Life is Strange

загрузка...
Макс разговаривает с Джойс из Life is Strange
Джойс и Макс

Препарируем меланхолию эпизодической драмы от DONTNOD

После прохождения игры мне захотелось вновь прослушать саундтрек, и я отправился на YouTube. Там, среди комментариев, авторы которых требовали, чтобы Макс и Хлоя навсегда остались вместе, или говорили, что ни одна игра не заставляла их испытывать такие эмоции, пользователь AlchemicalGames написал: «Эта игра заставила меня ощутить грусть как-то по-странному. Это что-то вроде ностальгии и желания, чтобы произошедшее с Макс произошло и со мной». Другой комментатор ответил: «А я-то думал, что один подобное ощущаю».

За ними последовали ещё ответы. «Когда играешь в эту игру, осознаёшь, что в твоей жизни чего-то не хватает». «Для меня – это дружба между Макс и Хлоей. Такая дружба, которую мне не посчастливилось иметь, когда я был подростком». «В жизни будто чего-то не хватает, но оно есть в этой игре».

В последний раз, когда я проверял, насчитывалось уже 40 ответов.

На самом деле, чувство, которое испытывают комментаторы, не такое уж и загадочное. У немцев, известных меланхоликов, для этого есть понятие – sehnsucht, так называемая ностальгия по тому, чего никогда не было. Лично меня впечатляет, что Life is Strange заставляет нас это испытывать. Игры, как правило, вообще не влияют на состояние человека. Даже те, которые основаны на истории, редко заставляют нас загрустить как игроков: обычно грустят NPC, а мы подбадриваем их, выполняя квесты. Life is Strange в этом направлении пошла дальше. Это эпизодический детектив и подростковая драма, но по большей части это игра именно о сожалении.

Макс в первом эпизоде Life is Strange
Макс в доме Хлои

Юные Макс и Хлоя были лучшими подругами. У них было очень счастливое детство. Когда в первом эпизоде Макс исследует дом Хлои, он становится чем-то вроде обители воспоминаний. Практически всё, на что бы вы ни кликнули, напоминает ей о старых добрых временах. Шкафчик: «Мы целый день потратили, чтобы покрасить его в синий». Диван: «Мы представляли, что это пиратский корабль». В саду, на старой выцветшей картонке, нарисованы две девочки, бегущие в разноцветный мир приключений: «Мы целый день с Хлоей это рисовали».

Воспоминания счастливые, а вот Макс – нет. Она переехала и не выходила на связь. Умер отец Хлои, и та стала чересчур злой и раздражённой. Их беззаботный мир детства сгинул навсегда. Макс сидит на качелях, которые смастерил для них отец Хлои, и вспоминает, как та всегда была рядом. А Джулия Стоун в это время поёт: «Ты где-то, и я где-то… ты нигде, и я нигде».

Когда-то потерянный, раскрашенный мелками Эдем – это и есть причина всех событий. То, что Макс не выходила на связь с Хлоей, — это единственный эгоистичный поступок в её жизни (ну серьёзно, она официально милейший персонаж за всю историю видеоигр). С этого момента она пытается наверстать упущенное, всё исправить, что и ведёт историю к её печальному концу.

Задумчивое настроение пронизывает всё. Практически каждый персонаж говорит Макс, что хочет вернуться в прошлое и что-то исправить. Музыкальное сопровождение по большей части состоит из гитарных мотивов и инди-музыки, основной мотив которой – это прощание или мечты о том, чтобы всё было по-другому. Что там в Аркадии Бэй, весна? Или лето? Нет. Осень. Время года, когда мир увядает. Само название «Аркадия» — синоним к потерянному раю.

Хлоя и Макс в машине (Life is Strange)
Макс и Хлоя в третьем эпизоде

Но Макс же открыла суперспособности и теперь может вернуться в прошлое, чтобы предотвратить ошибки, разве не так?

Видимо, не так. Она не может вернуть детство, ведь и она, и Хлоя уже подростки. Она так же не может предотвратить смерть отца Хлои, не заплатив при этом слишком высокую цену для Хлои. В конце концов, она вынуждена выбирать между целым городом и человеком, которого она не хочет вновь подвести. В противном случае её ждёт жизнь, полная сожаления.

Раз уж мы ощущаем ностальгию по потерянному миру Макс, то только потому, что разработчики сделали шедевр и смогли грамотно воплотить этот мир в жизнь: будь то шалости с Хлоей в бассейне, последняя ночёвка в трагичной альтернативной реальности или просто пейзажи, проплывающие мимо нас под музыку Хосе Гонзалеса. Ни у кого из нас не было таких глубоких отношений, да и никто из нас никогда не жил в столь живописном месте, но все мы чуть-чуть, но понимаем Макс, и оттого всё это кажется знакомым. И одновременно больно это терять.

Ни мы, ни Макс не можем удержать те счастливые времена от забвения, и в этом состоит секрет Life is Strange: суперсилы, которые должны были всё исправить, лишь усугубили чувство сожаления.

На русский язык перевела: Frost Bite

Оригинальная статья

Ссылка на основную публикацию